|
![]() Документ подписан электронной подписью |
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке организации инклюзивного образования (далее – Положение) определяет особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также особенности разработки адаптированных основных образовательных программ среднего профессионального образования.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
– Конвенцией ООН «О правах инвалидов» от 13.12.2006;
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
– Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
– Методическими рекомендациями по разработке (актуализации) и реализации примерных адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2022 № 05-1999 «О направлении информации»);
– Методическими рекомендациями по внедрению единых требований к наличию специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся (Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 02.03.2022 № 05-249 «О направлении методических рекомендаций»);
– Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований»;
– федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования;
– Уставом и локальными нормативными актами образовательной организации.
2. Основные понятия
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
1) инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
2) инвалид – физическое лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
3) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
4) адаптированная образовательная программа (далее – АОП) среднего профессионального образования – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
5) индивидуальный образовательный маршрут – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей, а также система конкретных совместных действий администрации, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательной организации в процессе включения инвалида (ребенка-инвалида) или лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс;
6) специальные условия для получения образования – условия обучения, воспитания и развития инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательной организации, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностям здоровья.
3. Основные этапы работы с лицами, имеющими инвалидность и(или) ограниченные возможности здоровья
3.1. Профориентационная работа с лицами с инвалидностью, лицами с ограниченными возможностями здоровья (этап 1).
Задача профориентации - подбор одной или нескольких профессий, или специальностей, доступных обучающимся с инвалидностью в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (далее – ИПРА), его собственными интересами, склонностями и способностями.
Профориентационная работа может осуществляться в рамках общих или специально предназначенных для инвалидов мероприятий, при необходимости с участием сотрудников, осуществляющих сопровождение студентов с инвалидностью и(или) ОВЗ в процессе обучения.
3.2. Подготовка к поступлению в образовательную организацию (этап 2).
Основные формы подготовки: подготовительные курсы или специальные программы подготовки для лиц с инвалидностью и(или) ОВЗ.
В содержание программ подготовки лиц с инвалидностью или лиц с ОВЗ целесообразно включать дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний, и при необходимости адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение.
Обучение по специальным программам подготовки к поступлению рекомендуется учащимся с инвалидностью и(или) ОВЗ выпускных классов школ (9 или 11), в том числе тем, кто проходил обучение на дому и имеет пробелы в знаниях по причине состояния здоровья, а также тем, кто давно окончил школу.
Набор дисциплин определяется исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей слушателей с инвалидностью и(или) ОВЗ. В задачи изучения дисциплин адаптационного цикла могут входить: формирование у слушателей навыков планирования времени, самоконтроля в учебном процессе и самостоятельной работы, готовности к профессиональному самоопределению, навыков в овладении ассистивными технологиями и т.д.
3.3. Приемная кампания и прием на обучение по профессиональным образовательным программам (этап 3).
Сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью на данном этапе включает информирование о реализуемых образовательных программах, помощь в подборе профессии, специальности и подаче документов, предоставление специальных условий, включая услуги переводчика русского жестового языка (далее – РЖЯ), тифлосурдопереводчика, тифлокомментатора, ассистента и др.
3.4. Сопровождение обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ при получении образования (этап 4).
Организация процесса освоения обучающимся основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) начинается с определения особых образовательных потребностей и специальных условий, необходимых для получения образования обучающимися с инвалидностью и(или) ОВЗ, и разработки рекомендаций по организации их комплексного сопровождения (при наличии запроса и согласия со стороны обучающегося с инвалидностью и(или) ОВЗ).
С согласия обучающегося с инвалидностью и(или) ОВЗ обучение может осуществляться по адаптированной образовательной программе (далее – АОП), которая должна обеспечивать достижение обучающимися с инвалидностью и(или) ОВЗ результатов, установленных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС).
3.5. Оказание помощи в трудоустройстве и постдипломное сопровождение (этап 5).
После завершения обучения и получения образования обучающимся с инвалидностью и(или) ОВЗ оказывается содействие в их трудоустройстве.
4. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
4.1. Образовательная деятельность для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по личному заявлению осуществляется по адаптированным основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования (далее – адаптированная образовательная программа).
4.2. Обучающийся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья вправе подать личное заявление об обучении по адаптированной образовательной программе в период приема документов на обучение в образовательную организацию или подать личное заявление о переводе на адаптированную образовательную программу в процессе обучения. Заявление ребенка-инвалида о переводе на обучение по адаптированной образовательной программе в обязательном порядке согласовывается с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.
К личному заявлению обучающегося с инвалидностью (ребенка-инвалида) обязательно прикладывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), содержащая информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья к личному заявлению прикладывает заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащее рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую лицо с ограниченными возможностями здоровья может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
4.3. Образовательная деятельность для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья совместно с другими обучающимися.
4.4. Обучающиеся с инвалидностью и(или) ОВЗ, как и все остальные студенты, имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану. Основной целью реализации индивидуального учебного плана является удовлетворение образовательных потребностей и поддержка обучающихся с инвалидностью посредством выбора оптимального набора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков их освоения, а также формы обучения.
Для обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные графики обучения. При составлении индивидуального графика обучения должны быть предусмотрены различные варианты проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе и(или) индивидуально), на дому с использованием различных образовательных технологий, в том числе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ЭО и ДОТ). Индивидуальный график при необходимости может также предусматривать особый порядок и сроки прохождения промежуточной аттестации.
Объем и сочетание перечисленных вариантов проведения занятий зависят от особенностей реализуемой профессии / специальности, изучаемых дисциплин (модулей), практики и/или специфических особенностей обучающегося с инвалидностью и (или) ОВЗ.
4.5. В образовательной организации создаются специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с инвалидностью и(или) ограниченными возможностями здоровья.
В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается:
1) для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- адаптация официального сайта образовательной организации с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
2) для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия обеспечивают возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
4.6. При получении образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
С учетом особых потребностей обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.
4.7. Образовательная организация утверждает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Вид, степень и уровень физических нагрузок на занятиях физической культурой планируется в зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности возможностей. Дисциплина «Физическая культура» реализуется согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
4.8. Образовательная организация на основании личного заявления переводит обучающегося с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе по индивидуальному учебному плану с увеличением срока получения образования не более чем на 1 год в установленном локальным нормативным актом образовательной организации порядке.
4.9. К реализации адаптированной образовательной программы привлекаются педагогические работники, ознакомленные с психолого-физиологическими особенностями инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и готовые учитывать их при организации образовательного процесса. Педагогические работники должны быть ознакомлены с технологическими, методическими и психологическими аспектами обучения, учитывать специфические особенности обучения, в зависимости от имеющихся у обучающихся ограничений возможностей здоровья.
Преподаватели, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, должны иметь следующие необходимые знания:
- об особенностях психофизического развития обучающихся, относящихся к разным нозологическим группам;
- в области методик, технологий, подходов в организации образовательного процесса для обучающихся, относящихся к разным нозологическим группам;
- о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически осуществлять процесс обучения.
5. Комплексное сопровождение обучающихся с инвалидностью и (или) ОВЗ в процессе обучения
5.1. Комплексное сопровождение обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ осуществляется с целью содействия в успешном освоении образовательной программы и последующего трудоустройства.
5.2. В образовательной организации создано структурное подразделение, ответственное за комплексное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в задачи которого входит:
– формирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с целью повышения успешности освоения адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования;
– разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации;
– выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для последующего принятия решений об организации их психолого-педагогического сопровождения;
– контроль за выполнением рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;
– иные задачи, определяемые утвержденным руководителем образовательной организации положением о структурном подразделении.
5.3. Комплексное сопровождение обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ, как правило, организуется в следующих формах: организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинско-оздоровительное; социальное, а также тьюторское.
5.3.1. Организационно-педагогическое сопровождение включает:
- контроль за посещаемостью занятий;
- помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;
- организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся;
- контроль прохождения мероприятий текущего контроля и промежуточной аттестации, ликвидации академических задолженностей;
- коррекцию взаимодействия преподаватель - студент, студент - студент;
- консультирование преподавателей и сотрудников по учету психофизических особенностей обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ в учебном процессе;
- коррекцию ситуаций затруднений в процессе обучения;
- проведение инструктажей и семинаров для преподавателей, руководителей практик, тьюторов и т.д.
5.3.2. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на помощь обучающимся с инвалидностью и(или) ОВЗ в профессиональном и личностном развитии в процессе получения образования и может включать:
- психолого-педагогическую диагностику с целью выявления рисков дезадаптации и личностных дефицитов;
- психолого-педагогическую помощь педагогам в области формирования мотивационно-личностной готовности к реализации инклюзивного обучения;
- разработку и реализацию программ адаптации обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ;
- проведение мероприятий для развития социально-коммуникативных навыков и личностных качеств обучающихся;
- оказание психологической помощи в форме индивидуальных и групповых консультаций;
- организацию событий инклюзивной направленности для создания дружественной социокультурной среды;
- вовлечение обучающихся в различные формы внеаудиторной работы: участие в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ, волонтерских организаций и т.п.
5.3.3. Медицинско-оздоровительное сопровождение направлено на сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе лиц с инвалидностью и(или) ОВЗ. Может включать: организацию профилактических осмотров; оказание при необходимости содействия в получении медицинской помощи; проведение мероприятий по здоровьесбережению и т.п.
5.3.4. Социальное сопровождение - совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с инвалидностью: содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии; обеспечение социальных выплат; выделение материальной помощи; стипендиальное обеспечение (социальная стипендия).
5.3.5. Тьюторское сопровождение предполагает персональное сопровождение обучающегося в образовательном пространстве и направлено на содействие обучающимся в конструировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий в процессе получения среднего профессионального образования.
Тьюторское сопровождение обучающихся может включать:
- координацию действий учебного подразделения, преподавателя(-ей) и обучающегося с инвалидностью и(или) ОВЗ при организации образовательного процесса и создании необходимых условий обучения;
- подбор и использование наиболее эффективных приемов, форм и методов, образовательных технологий индивидуализации образовательного процесса с учетом состояния здоровья обучающегося;
- контроль за своевременным и качественным освоением образовательной программы обучающимися с инвалидностью и(или) ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса, степенью усвоения содержания изучаемых курсов, дисциплин;
- организацию встреч, консультаций по текущим организационным и учебным вопросам с участием обучающегося, преподавателя(-ей), специалистов и других лиц (при необходимости);
- участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуального учебного плана и графика обучения (при необходимости);
- ведение индивидуальной карты обучающегося.
5.4. К комплексному сопровождению обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ могут привлекаться члены волонтерского движения. Инклюзивное добровольчество может реализовываться на базе существующих волонтерских центров (движений, общественных организаций и т.п.) образовательной организации. Кроме того, в подразделениях образовательной организации могут создаваться волонтерские отряды, призванные оказывать ситуационную помощь по запросу обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ в период трудной жизненной ситуации, а также решать задачи сопровождения участников инклюзивных событий.
Волонтеры могут реализовывать следующие функции по сопровождению обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ:
- помощь в освоении и применении программного обеспечения и компьютерного оборудования в условиях дистанционного образования;
- содействие в налаживании коммуникации с преподавателями и обучающимися, получении обратной связи;
- помощь в обработке учебного материала, оформлении и сдаче работ;
- поддержка в решении социально-бытовых проблем и пр.
6. Порядок разработки адаптированных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования
6.1. Адаптированная образовательная программа разрабатывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программой (при наличии), в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей и утверждается в установленном локальным нормативным актом образовательной организации порядке.
Адаптация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
6.2. Адаптированная образовательная программа может быть разработана индивидуально для конкретного обучающегося.
6.3. Адаптированная образовательная программа может предусматривать изменение срока получения образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СПО.
Вариативная часть адаптированной образовательной программы содержит адаптационные дисциплины, направленные на развитие коммуникативных и предметно-деятельностных навыков в соответствии со спецификой нозологии, и (или) иные дисциплины с учетом индивидуальных потребностей обучающегося.
Перечень адаптационных дисциплин определяется образовательной организацией самостоятельно. При утверждении перечня и содержания адаптационных дисциплин учитываются психофизические особенности нозологий обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
6.4. При разработке адаптированной образовательной программы не допускается:
а) внесение изменений в язык обучения;
б) изменение характеристики профессиональной деятельности и присваиваемой квалификации;
в) корректировка формируемых компетенций и запланированных результатов обучения, предусмотренных требованиями ФГОС СПО;
г) изъятие каких-либо дисциплин (модулей), практик и процедур государственной итоговой аттестации из числа обязательных в отношении обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
6.5. Особое внимание при проектировании содержания АОП уделяется описанию тех способов и приемов, посредством которых обучающиеся с инвалидностью и(или) ОВЗ будут осваивать содержание образования.
6.6. Адаптированные основные образовательные программы размещаются на официальном сайте образовательной организации.
7. Организация обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
7.1. При реализации образовательной программы или ее части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация обеспечивает учет особенностей психофизического развития обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
7.2. В ходе организации обучения предусматривается:
- посещение обучающимися с инвалидностью онлайн-занятий по расписанию группы или в соответствии с индивидуальным графиком подключения к самостоятельно изучаемому учебному материалу или к занятиям параллельно с находящейся в учебных помещениях группой;
- онлайн-работу и взаимодействие обучающихся в "виртуальных группах";
- самостоятельное изучение материала, находящегося в электронной образовательной среде образовательной организации;
- дополнительные консультации преподавателями в соответствии с учебным планом АОП.
7.3. Образовательные материалы должны соответствовать принципам универсального дизайна и иметь альтернативную версию нетекстового контента.
7.4. Занятия с использованием ЭО и ДОТ проводятся с учетом особенностей обучающихся в условиях взаимодействия (синхронное и/или асинхронное) через сеть "Интернет" между участниками образовательного процесса.
7.5. Обучающиеся с инвалидностью и(или) ОВЗ обеспечиваются информацией, представленной в доступной форме, необходимой для освоения образовательной программы и организацией взаимодействия с преподавателями и другими обучающимися любыми доступными способами. Для этого используются ассистивные технологии.
7.6. Для людей с нарушением зрения ассистивные информационные технологии помогают получить визуальную информацию в форме, доступной для восприятия. Для них актуальны программные продукты и сервисы, преобразующие интерфейс, текст или визуальные дидактические материалы в аудиоформат посредством электронных синтезаторов речи и нейросетей. Цель адаптации ЭИОС для программ экранного доступа состоит в возможности самостоятельной навигации, а также перевода образовательных материалов в форме цифрового текста и визуальных материалов в аудиоформат, который человек будет хорошо понимать при прочтении.
7.7. Для людей с нарушениями слуха ассистивные информационные технологии помогают получить аудиоинформацию в форме, доступной для восприятия. Для них актуальны программные продукты и сервисы, преобразующие речь или аудиозапись в текст или РЖЯ. Цель транскрибации - качественно перевести речь в текстовый формат, который человек будет хорошо понимать при прочтении. Подобные программы рекомендуется использовать для общения глухих людей со слышащими, а также восприятия речи преподавателя на лекционных занятиях.
Субтитры необходимы для передачи слуховой информации глухим или слабослышащим людям. Субтитры могут быть сформированы автоматически или вручную с использованием специального программного обеспечения. При этом для передачи визуальной информации слепым или слабовидящим людям необходимо обеспечить тифлокомментирование.
7.8. Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ассистивные информационные технологии служат для облегчения взаимодействия с компьютером или мобильным устройством и способствуют более быстрому и комфортному вводу информации и управлению компьютером. С помощью сочетания клавиш (стандартных и пользовательских) выполняются задачи, обычно требующие использования компьютерной мыши. Виртуальная или экранная клавиатура используется вместо физической клавиатуры и служит для ввода текста, в том числе с использованием функции прогнозирования текста, предлагающей варианты слов по набранным символам. Она также помогает людям с дисграфией снизить вероятность орфографических и грамматических ошибок. Набор текста с помощью голоса, или технология Speech-to-Text, позволяет преобразовывать произнесенные слова в письменный текст в режиме реального времени.
7.9. Образовательная организация предусматривает предварительное информирование и подготовку преподавателей к работе с обучающимися с инвалидностью и(или) ОВЗ с использованием ДОТ в части обеспечения доступности и качества обучения с учетом их нарушений здоровья и индивидуальных особенностей.
8. Организация практической подготовки обучающихся с инвалидностью и (или) ОВЗ
8.1. Практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. Практическая подготовка обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
8.2. Виды практики и способы ее проведения определяются основной профессиональной или адаптированной программой.
8.3. При направлении обучающегося на практику необходимо учитывать, что существуют ограничения для занятий некоторыми видами деятельности.
При прохождении производственной практики рекомендуется организовать сопровождение обучающегося с инвалидностью в профильной организации представителем образовательной организации и(или) работником профильной организации.
8.4. Руководители практики от образовательной и профильной организаций должны быть ознакомлены с психолого-физическими особенностями и способами работы с обучающимися с инвалидностью и(или) ОВЗ в соответствии с нозологией, программой практики, адаптированной, при необходимости, для данной категории обучающихся, получить рекомендации об особенностях организации практики обучающегося с инвалидностью и(или) ОВЗ и учитывать их в работе.
8.5. При адаптации программ и/или реализации практик для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью необходимо учитывать, что цели, задачи, планируемые результаты практик, формируемые компетенции не меняются и определяются ОПОП по профессии / специальности в соответствии с требованиями ФГОС.
Учет индивидуальных особенностей обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ отражается в индивидуальном задании на практику.
8.6. При определении мест прохождения практик обучающимися с инвалидностью учитываются рекомендации, содержащиеся в ИПРА.
Выбор мест прохождения практик для обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ проводится с учетом требований их доступности и возможности освоения требуемых компетенций и трудовых действий в соответствии с ФГОС и профессиональными стандартами.
В целях обеспечения индивидуальной образовательной траектории обучающимся с инвалидностью и(или) ОВЗ может предоставляться возможность выбора организации, на базе которой проходит практика. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места, соответствующие установленным требованиям. Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях образовательной организации.
8.7. Для проведения практики при необходимости могут привлекаться специалисты, осуществляющие индивидуальное сопровождение (тьютор, педагог-психолог (психолог, специальный психолог), социальный педагог, специалист по специальным техническим и программным средствам обучения, переводчик РЖЯ, тифлокомментатор, тифлосурдопереводчик и др.).
9. Организация текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с инвалидностью
9.1. Форма и процедура проведения текущего контроля и промежуточной аттестации для обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно, в форме тестирования и т.п.).
9.2. При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с инвалидностью и(или) ОВЗ обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) доступная форма предоставления инструкции по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, в письменной форме шрифтом Брайля, устно с использованием услуг переводчика РЖЯ);
б) доступная форма представления заданий (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в печатной форме шрифтом Брайля, в форме электронного документа, устно с использованием услуг ассистента, услуг переводчика РЖЯ и т.п.);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, письменно шрифтом Брайля, с использованием услуг ассистента, устно).
9.3. При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с инвалидностью и(или) ОВЗ предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены образовательной рганизацией или могут использоваться собственные технические средства.
9.4. При необходимости обучающимся с инвалидностью и(или) ОВЗ по их письменному заявлению должно предоставляться дополнительное время для подготовки ответа на задания, а также дополнительное время на сам ответ, при этом процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.
9.5. могут использоваться следующие формы контроля и оценки результатов обучения лиц с инвалидностью и(или) ОВЗ в зависимости от характера ограничений здоровья.
9.5.1. Для обучающихся с нарушением зрения:
- устная проверка: дискуссии, тренинги, круглые столы, собеседования, устные коллоквиумы и др.;
- с использованием компьютера и специального программного обеспечения: работа с электронными образовательными ресурсами, тестирование, рефераты, курсовые проекты, дистанционные формы, если позволяет острота зрения - графические работы и др.;
- при возможности письменная проверка с использованием шрифта Брайля, увеличенного шрифта, использование специальных технических средств (Брайлевского дисплея и других тифлотехнических средств): контрольные, графические работы, тестирование, домашние задания, эссе, отчеты и др.
9.5.2. Для обучающихся с нарушением слуха:
- письменная проверка: контрольные, графические работы, тестирование, домашние задания, эссе, письменные коллоквиумы, отчеты и др.;
- с использованием компьютера: работа с электронными образовательными ресурсами, тестирование, рефераты, курсовые проекты, графические работы, дистанционные формы и др.;
- при возможности устная проверка с использованием специальных технических средств (аудиосредств, средств коммуникации, звукоусиливающей аппаратуры и др.): дискуссии, тренинги, круглые столы, собеседования, устные коллоквиумы и др.
9.5.3. Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:
- письменная проверка с использованием специальных технических средств (альтернативных средств ввода, управления компьютером и др.): контрольные, графические работы, тестирование, домашние задания, эссе, письменные коллоквиумы, отчеты и др.;
- устная проверка, с использованием специальных технических средств (средств коммуникаций): дискуссии, тренинги, круглые столы, собеседования, устные коллоквиумы и др.;
- с использованием компьютера и специального программного обеспечения (альтернативных средств ввода и управления компьютером и др.): работа с электронными образовательными ресурсами, тестирование, рефераты, курсовые проекты, графические работы, дистанционные формы предпочтительнее обучающимся, ограниченным в передвижении и др.
9.6. Для осуществления процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и ГИА могут быть созданы специализированные фонды оценочных средств, адаптированные к ограничениям здоровья обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровень сформированности компетенций, запланированных в ОПОП.
9.7. Текущий контроль, промежуточная аттестация и ГИА для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ может проводиться с использованием ДОТ. Для конкретной учебной дисциплины/практики эта возможность фиксируется в рабочей программе дисциплины (модуля).
9.8. Особенности проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ:
- обучающимся с инвалидностью и(или) ОВЗ может быть предоставлено право выбора формы проведения аттестации (устно, письменно, с использованием технических средств, в форме тестирования и др.) с учетом их индивидуальных психофизических особенностей;
- при необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к аттестации, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене, возможность использования специальных технических и программных средств, помощь ассистентов, в том числе переводчика РЖЯ, тифлокомментатора, тифлосурдопереводчика;
- проведение процедуры оценивания результатов обучения лиц с инвалидностью и(или) ОВЗ может проводиться с использованием ДОТ.
9.9. Особенности проведения ГИА регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации и программой ГИА по профессии / специальности.
Если необходимы специальные условия при проведении ГИА, то обучающийся с инвалидностью и(или) ОВЗ не позднее чем за 3 месяца до начала проведения ГИА подает письменное заявление с указанием его индивидуальных особенностей и необходимых в связи с ними условиях.
В специальные условия при проведении ГИА могут входить: предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, выбор формы представления инструкции по порядку проведения ГИА, формы представления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, письменно шрифтом Брайля, с использованием услуг ассистента (переводчика РЖЯ, тифлосурдопереводчика), использование специальных технических средств, дистанционных образовательных технологий, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др.
10. Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение обучающихся с инвалидностью и(или) ОВЗ
10.1. Целью мероприятий по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью является создание условий, способствующих расширению возможностей трудоустройства выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ с учетом их потребностей и ИПРА.
10.2. Содействие трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью осуществляется по следующим направлениям с учетом применения различных форм работы:
- организация и проведение мониторингов: мониторинг рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с инвалидностью и(или) ОВЗ на основании баз вакансий через региональную базу вакансий, интернет-ресурсов, сайтов предприятий, организаций, учреждений, кадровых агентств; мониторинг карьерного роста и развития выпускников из числа лиц с инвалидностью и(или) ОВЗ (опросы, запросы, составление "банков вакансий", индивидуальные планы содействия трудоустройству);
- разработка, организация и проведение мероприятий, направленных на развитие профессиональных и надпрофессиональных навыков, в том числе с участием работодателей (программы дополнительного образования и программы повышения квалификации, ярмарки, мастер-классы, профессиональные воркшопы, семинары по трудоустройству; участие в форумах по построению карьеры, деловых профессиональных играх, презентациях и пр.);
- развитие сети социальных контактов у выпускников на рынке труда (участие в ярмарках вакансий, мастер-классах, акселераторах, участие в отраслевых выставках, презентациях и встречах с работодателями, конкурсах профессионального мастерства);
- разработка, организация и проведение интерактивных мероприятий с работодателями, в том числе с использованием цифровых технологий (онлайн - курсы, консультирование работодателей по вопросам квотируемых рабочих мест, трудоустройства и организации рабочих мест для лиц с инвалидностью и(или) ОВЗ, вебинары с участием работодателей; презентации о возможности прохождения практики, стажировки, в том числе с последующим трудоустройством);
- организация и проведение информационных кампаний с целью продвижения и популяризации информации о практиках содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению лиц с инвалидностью и(или) ОВЗ (соглашения с партнерами об информационной политике, информационная рассылка, информационные буклеты, дайджесты, видеоролики, нативная и таргетированная реклама);
- помощь в подготовке резюме и прохождении собеседований (составление и сбор резюме для передачи потенциальным работодателям, индивидуальные консультации обучающихся и выпускников по вопросам трудоустройства; тренинги, мастер-классы);
- информирование и вовлечение выпускников с инвалидностью и(или) ОВЗ о проводящихся конкурсах профессионального мастерства, стажировках, проектах с перспективой трудоустройства, а также иных мероприятиях по содействию трудоустройству;
- психологическая поддержка и психологическое консультирование выпускников с инвалидностью и(или) ОВЗ (по запросу);
- организация и проведение и(или) участие в семинарах, конференциях, круглых столах и других мероприятиях в области занятости выпускников с инвалидностью и(или) ОВЗ.
10.3. Мероприятия по содействию трудоустройству планируются с первого курса обучения по образовательным программам среднего профессионального образования с повышением интенсивности от младшего к выпускному курсу. Мероприятия по содействию трудоустройству проводятся для всех обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и должны носить инклюзивный, смешанный характер.
10.4. Продолжительность постдипломного сопровождения выпускника с инвалидностью и(или) ОВЗ определяется в соответствие с индивидуальным запросом выпускника и может составлять до трех лет с момента окончания образовательной организации.
Постдипломное сопровождение лиц с инвалидностью и(или) ОВЗ включает в себя также следующие виды деятельности:
- информировать о направлениях и условиях получения следующих уровней образования, о дополнительных образовательных программах;
- поддерживать связь с выпускниками через различные каналы связи (по телефону, электронной почте, через социальные сети и пр.);
- фиксировать место работы и должность, ее соответствие полученной специальности, уровень оплаты труда;
- фиксировать момент трудоустройства (3 месяца после завершения обучения, 6 месяцев, более 6 месяцев);
- фиксировать организацию, оказавшую содействие в трудоустройстве (ООВО, орган занятости населения, некоммерческая организация и пр.);
- вести учет выпускников с инвалидностью, продолживших получение (по программам дополнительного профессионального образования, программам профессионального обучения и др.).
10.5. Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью проводятся во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями, ресурсными учебно-методическими центрами по обучению инвалидов.